Современный   ребёнок  к   4,5 -  5  годам  должен  овладеть  всей   системой    родного   языка :  говорить   связно;  полно  излагая  свои  мысли, легко  строить  развёрнутые  сложные  предложения;  без   труда   пересказывать   рассказы  и    сказки.  Такой  малыш   правильно   произносит  все   звуки. Его  словарный  запас   составляет  от   четырёх  до   пяти   тысяч   слов.

Иная  картина   наблюдается  при   общем  недоразвитии   речи,  когда  нарушение   касается  всех   компонентов  языковой  системы:  фонетики,  грамматики, лексики.

У  таких   детей   в  5- летнем  возрасте   словарный  запас  составляет   примерно  2,5 – 3  тысячи  слов. В  нём  отсутствуют  или же  наличествуют  в   искажённом   виде  менее  употребительные   слова, обозначающие  названия  предметов, объектов,  действий, их  признаков.

Наиболее  характерные  лексические  трудности  касаются  знания  и  называния :

- частей  предметов  и  объектов ( кабина, сиденье, ствол, фундамент, подъезд, затылок, виски, грива, вымя …);

-  глаголов, выражающих  утончённость  действий ( лакает, лижет, грызёт, откусывает, жуёт – всё  выражается  словом «ест» );

-  приставочных  глаголов ( подплыл, отплыл, переплыл, всплыл  и т.д.);

-  антонимов ( гладкий – шершавый, храбрый – трусливый, глубокий – мелкий, густой – жидкий и т.д.);

-  относительных  прилагательных ( шерстяной, глиняный, песчаный, вишнёвый, грушевый, сливовый и т.п.).

В  грамматическом   строе  распространенны   ошибки:

-  в   употреблении  предлогов  В, К, НАД, С(СО), ЗА, МЕЖДУ, ИЗ –ЗА, ИЗ-ПОД  (  «Мальчик  спрятался под дерево»,   «Мама  взяла  книгу  от  полки.», « Кошка  вылезла под  кровати.» и т.п.);

-  согласовании  различных   частей   речи  ( «В  коробке   много    карандашов.», « На  стулике   сидит   котёнки.» «Наблюдали  за   обезьяны.»);

-  построении  предложений ( «Шёл  Петя  грибы лес  собирать», « Почему  что  ёжик  кололся, почему  что  девочка  и  плачет.»);

В   фонетическом   плане дети:

-    неверно   произносят   звуки;

-    не   различают  на  слух  и  в   произношении  близкие  по  звучанию  мягкие -  твёрдые, звонкие – глухие; а  также  звуки       С-Ш,  З-Ж, ТЬ-Ч, СЬ-Щ, Р-Л, РЬ-ЛЬ, ЛЬ-Й и т.д.

-    искажают    слоговую   структуру  и  звуконаполняемость  слов (водопроводчик, фотографироваться, магнитофон, инструментальщик, регулировщик   и  т.д.);

-    не  могут   воспроизвести  ряд  слов,  близких  по  звучанию, некоторые  звуковые  и  слоговые  сочетания ( па-ба-па, та-кта, фта-кта, кот-кит-ток, бак-бок-бык и т.д.).

В  связной  речи  отражаются, естественно,  все   перечисленные   особенности. Однако  развёрнутые  смысловые  высказывания  детей  с  общим  недоразвитием  речи   отличаются и отсутствием  чёткости, последовательности  изложения, отрывочностью, акцентом на внешние,  поверхностные  впечатления, а не  на  причинно-следственные  взаимоотношения  действующих  лиц. Труднее  всего  даются  таким  детям  самостоятельное  рассказывание  по  памяти  и  все  виды  творческого  рассказывания. Но  и  в  воспроизведении  текстов  по  образцу  заметно  отставание  от  нормально говорящих  сверстников. Характерно,  что  отсутствие  у  детей  чувства  рифмы  и  ритма  мешает  заучиванию  ими  стихов.

Для   детей  с  общим  недоразвитием   речи  наряду  с  указанными  речевыми  особенностями  характерна  и  недостаточная   сформированность  процессов, тесно  связанных  с   речевой   деятельностью, а  именно:

-  нарушены  внимание  и  память;

-  нарушены  пальцевая  и  артикуляционная  моторика;

- недостаточно  сформировано  словесно - логическое  мышление.

Нарушение   внимания  и   памяти  проявляется  у  таких  детей  в  следующем : 

-  они  трудно  восстанавливают   порядок  расположения  даже  четырёх  предметов  после  их   перестановки;

-   не  замечают неточностей в  рисунках -  шутках;

-   не  всегда   выделяют   предметы  или  слова  по  заданному  признаку. Например, это  происходит  в  случаях,  когда  предложено  хлопнуть  в  ладоши, если  будет  названа  одежда ( продукты, животные …); когда  предложено   показать  на  листке  только  квадраты ( круги, красные  фигурки…).

Ещё  труднее  сосредотачивается  и  удерживается их внимание  на   чисто   словесном   материале  вне  наглядной  ситуации.  Поэтому  такие  дети   не   могут   воспринимать в  полном  объёме   пространные,  неконкретные   объяснения  педагога, длинные   инструкции.

Характерно, что  нарушения  внимания  и   памяти  в  большей  степени  затрагивают  произвольную  деятельность. Сосредоточение  и  запоминание  на  непроизвольном  уровне  происходит   значительно  лучше. Так,  внимание  при  просмотре  мультфильма  не  надо   мобилизовать и  оно  сохраняется  в  течение  длительного  времени. Или,  например, ребёнок  значительно  легче  воспроизводит  названия шести-восьми  подарков  на  день  рождение,  чем  четырёх – пяти спрятанных  на  занятии  игрушек.

Нарушение  артикуляционной  моторики  проявляется  в  ограниченности,  неточности  или  слабости  движений  подвижных  органов  артикуляции -  языка, мягкого  нёба, нижней  челюсти. Артикуляция   всех  звуков  речи  и  происходит  тогда,  когда  перечисленные  подвижные  органы  образуют  смычки  и щели  между  собой  или  с  неподвижными  органами – нёбом и зубами.  Естественно,  что  нарушение  артикуляции  звуков  приводит к их дефектному  произношению, а  часто  и к  общей  невнятности,  смазанности  речи.

Связь   пальцевой  моторики  и   речевой  функции  сравнительно  недавно  была  подтверждена  исследователями  Института  физиологии  детей  и  подростков  АПН  РФ                     ( М.И.Кольцова, А.В. Антакова-Фомина, Е.И.Исенина). Они  установили,  что  если  движения  пальцев  соответствует  возрасту, то и речь  соответствует  возрасту, а  если  развитие  движений  отстаёт,  то  и  речь  не  соответствует  возрастным  нормам. У  значительного  большинства  детей  с  общим недоразвитием речи  пальцы  малоподвижны,  движения  их  отличаются  неточностью  или  несогласованностью.  Многие  5-летние  дети  держат  ложку  в  кулаке  либо  с  трудом  правильно  берут  кисточку  и карандаш, не могут   застегнуть  пуговицы,  зашнуровать  ботинки. т.п.

Поскольку  речь и мышление  тесно  связаны  между  собой, следовательно,  словесно – логическое  мышление  детей  с  речевым  недоразвитием  несколько  ниже  возрастной  нормы. Такие  дети  испытывают  затруднения  при  классификации  предметов,  обобщении  явлений  и  признаков. Нередко  их  суждения  и  умозаключения  бедны, отрывочны, логически  не  связанны  друг  с  другом. Например, : «Зимой дома тепло, тому что нет  снега», «Автобус  едет  быстрее  велосипеда – он  больше».

Дети  с  указанным  нарушением  могут  отнести  к  мебели  настольную   лампу  и  телевизор, так как  они  стоят  в  комнате; некоторые  с  трудом  решают  простейшие  математические  задачи  или  не  в  состоянии  отгадать   даже  несложные  загадки.

Все  перечисленные  процессы  теснейшим  образом  связаны  с  речевой  функцией  и  иногда  бывает  трудно  определить,  что  является  причиной, а  что  следствием,  что  первично. А что  вторично.

Отклонение  от  нормы  у  таких  детей  проявляется на  занятиях,  в  игровой,  бытовой  и  прочей  деятельности. Так, на  занятиях  одни  из  них  намного  быстрее  своих  нормально  развивающихся  сверстников  утомляются,  отвлекаются, начинают вертеться,  разговаривать, то есть  перестают  воспринимать  учебный   материал. Другие, напротив, сидят  тихо,  спокойно, но  на  вопросы  не  отвечают  или  отвечают  невпопад, задания  не  воспринимают,  а  иногда  не  могут  повторить  ответ  товарища.

 

В   процессе  общения  между  собой  некоторые  дети  обнаруживают  повышенную  возбудимость (они  слишком  подвижны, трудно  управляемые), а  иные, наоборот – вялость, апатию ( они  не  проявляют  интереса  к  играм, чтению  им  книжек  воспитателем). Среди  таких  детей  встречаются  ребятишки  с  навязчивым  чувством страха,  чересчур  впечатлительные,  склонные  к  проявлению  негативизма                 ( желанию делать  наоборот), излишней  агрессивности  либо  ранимости, обидчивости.