Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения
l Для правильного произношения нужны сильные, упругие и подвижные язык, губы, мягкое нёбо. Все эти речевые органы состоят из мышц. Необходимо тренировать мышцы языка и губ. Для этого и существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной.
l Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. Упражнения подбирают в соответствии с тем какие звуки нарушены у ребёнка.
Методика выполнения упражнений артикуляционной гимнастики
l Упражнения выполняются от простого к сложному.
l Сначала упражнения выполняются перед зеркалом в медленном темпе.
l На первых занятиях каждое упражнение выполняют два раза. Затем каждое упражнение выполняют
10-15 раз.
l Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно.
l Если у ребёнка не получается какое-то движение можно использовать механическую помощь.
l Занятия должны проходить в игровой форме. Можно привлечь любимую игрушку. Очень нравится малышам игра «Рыбки», которую можно сделать самостоятельно. Так же любима детьми Сказка о Весёлом Язычке.
Сказка о Весёлом Язычке
l Жил да был Весёлый Язычок. У него был домик. Это рот. Чтобы Весёлый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А дверей в доме две.
l Первая дверь - это губы. Давай её откроем (упражнение «Лягушки»).
l Вторая дверь- это зубы. Откроем и её (упражнение «Окошко»).
l Что же делает наш язычок? Он спит. У него есть мягкая подушка – твоя губка (упражнение «Лопаточка»).
l Наконец он проснулся, высунулся на улицу (упражнение «Иголочка»).
l Посмотрел направо, потом налево (упражнение «Часики»).
l Погода хорошая, светит солнышко. Захотелось язычку погулять. Вышел он во двор, увидел качели. Решил покачаться (упражнение «Качели»).
l Потом увидел наш Язычок лошадку и захотелось ему на ней покататься (упражнение «Лошадка»).
l Нагулялся язычок и отправился домой. Закрыл сначала вторую дверь - зубы (упражнение «Лягушки»), а затем первую- губы (сомкнуть губы)
Развитие речевого дыхания
l Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и правильное произношение звуков. Необходимо перед выполнение артикуляционной гимнастики делать 1-2 упражнения для развития речевого дыхания. Дыхательная гимнастика поможет выработать длительный плавный выдох и быстрее освоить труднопроизносимые звуки. Каждое упражнение выполняется не более
3-5 раз.
Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания
lФутбол
lСнегопад
lЛистопад
lБабочка
lКораблик
lШторм в стакане
Основной комплекс артикуляционной гимнастики
l 1. Лягушка
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до пяти.
l 2. Хоботок
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой и удерживать на счёт до пяти.
l 3. Лягушка – хоботок
На счёт «раз – два» чередовать упражнения «Лягушка» - «Хоботок».
l 4. Окошко
На счёт «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счёт «два» закрыть рот (окошко закрыто).
l 5. Лопаточка
Улыбнуться, открыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу и удерживать на счёт до пяти.
l 6. Иголочка
Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.
l 7. Лопаточка-иголочка
На счёт «раз – два» чередовать упражнения «Лопаточка» и «Иголочка».
l 8. Часики
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт «раз – два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть – неподвижна.
l 9. Качели
Улыбнуться, открыть рот, на счёт «раз – два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть – неподвижна.
l 10. Лошадка
Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Язык должен быть широким и кончик языка не должен подворачиваться внутрь. Нижняя челюсть – неподвижна.
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад, звуков с-сь-з-зь-ц
l Вначале выполняются упражнения на развитие речевого дыхания, чтобы ребёнок научился направлять выдыхаемый воздух посередине языка.
l 1. Лягушка – хоботок
l 2. Лопаточка
l 3. Накажем непослушный язычок
Положить широкий язычок между губами и «пошлёпать» его «пя-пя-пя»
l 4. Киска сердится
Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счёт «раз»-выгнуть язык горкой, на счёт «два» - вернуться в исходное положение. Кончик языка не отрывается от нижних зубов, рот не закрывается
l 5. Упрямый ослик
Губы в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, с силой произносить сочетание ИЕ.
l 6. Трубочка
Открыть рот, свернуть язык трубочкой и длительно подуть в эту трубочку.
l 7. Качели
l 8. Чистим нижние зубы
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть – неподвижна.
l 9. Посчитай нижние зубки
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Нижняя челюсть – неподвижна.
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад, звуков ш-ж щ-ч
l 1. Лягушка – хоботок
l 2. Лопаточка
l 3. Накажем непослушный язычок
l 4. Чашечка
Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счёт до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.
l 5. Бублик
Выполнить упражнение «Хоботок». Округлить губы так, чтобы были видны зубы. Удерживать губы на счёт до пяти. Зубы должны быть сжаты.
l 6. Фокус
Положить на самый кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно прилегает к верхней губе. Нужно сдуть ватку с кончика носа.
l 7. Лошадка
8. Маляр
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть – неподвижна.
l 9. Вкусное варенье
Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху-вниз (намазать) губку вареньем
l 10. Грибок
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке.
l 11. Гармошка
Положение языка как в упр. «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка открывать и закрывать рот.
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад, звуков л-ль
l 1. Лягушка – хоботок
l 2. Лопаточка
l 3. Накажем непослушный язычок
l 4. Вкусное варенье
l 5. Качели
l 6. Пароход
Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук «Ы-Ы-Ы». Следить- кончик языка должен быть опущен и находиться в глубине рта.
l 7. Индюк
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы. Темп убыстрять, добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл». Следить – язык должен быть широким.
l 8. Маляр
l 9. Чистим верхние зубки
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка двигать вправо-влево с внутренней стороны.
l 10. Посчитай зубки
В этом комплексе «считаем» верхние зубы.
l 11. Поймаем звук «л»
Улыбнуться, во время произнесения звука «а» широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно убыстряя темп движения, вы услышите звук «л».
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад, звуков р-рь
l 1. Качели
l 2. Маляр
l 3. Чистим верхние зубы
l 4. Посчитай верхние зубы
l 5. Лошадка
l 6. Грибок
l 7. Гармошка
l 8. Барабан
Улыбнуться, открыть рот. Произносить звук д-д-д. Язык упирается в верхние зубы при произнесении этого звука, рот не должен закрываться
l 9. Комарик
Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, длительно произнести звук з. Следить чтобы рот не закры-вался
l 10. Моторчик
Основное упражнение. Во время длительного произнесения звука д-д-д или з-з-з (за верхними зубами) быстрыми движениями плоской ручки чайной ложки или просто чистым указательным пальцем самого ребёнка производить частые колебательные движения из стороны в сторону
Упражнения для развития подъязычной уздечки
Подъязычная уздечка должна иметь длину 1,5 см. Если уздечка укороченная, то нарушается произношение звуков, требующих поднятие языка вверх. Это звуки ш-ж-щ-ч-л-ль-р-рь. Не спешите подрезать уздечку. Она очень эластичная и растягивается от специального комплек-са упражнений. Однако если уздечка слишком укорочена, возможно и понадобится хирургическое вмешатель-ство, т.к. это может стать причиной неров-ного роста зубов.
Если уздечка слегка укорочена и это является причиной дефектного произношения звуков, выполняйте каждый день следующие упражнения:
l 1. Маляр
l 2. Барабан
l 3. Лошадка
l 4. Грибок
l 5. Гармошка